Организация питания обучающихся в школе по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования организовано в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
В соответствии с частью 2.1 статью 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» управление образования обе6спечивает обучающихся по образовательным программам начального общего образования в муниципальных образовательных организациях не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием, предусматривающим наличие горячего блюда, не считая горячего напитка, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Горячее питание организуется на основании 10- ти дневного примерного меню для обучающихся 6-10 лет и 11-18 лет, утвержденное директором школы. Меню разработано с учетом сезонности, максимально сбалансировано и разработано с учетом требований СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения» (далее - СанПиН 2.3/2.4.3590-20)
Питание обучающихся в школе соответствует принципам щадящего питания, предусматривающего использование определенных способов приготовления блюд, таких как варка, приготовление на пару, тушение, запекание, исключение продуктов с раздражающими свойствами (жгучие приправы, уксус, кетчуп, майонез, газированные напитки, молочные продукты на основе растительных жиров, маргарин и др.), а также ограничение использования соли. Для приготовления блюд используется высокотехнологическое оборудование (пароконвектомат). Не допускается обжаривание во фритюре отдельных ингредиентов для приготовления блюд и кулинарных полуфабрикатов, использование пищевых продуктов, запрещенных СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
В целях повышения эффективности работы по организации питания обучающихся в школе внедрена система мониторинга с использованием следующих способов обратной связи: книга отзывов, анкетирование детей, родителей (законных представителей) и педагогов, мониторинг социальных сетей. На школьном сайте каждый родитель может ознакомиться с реализуемым разновозрастным меню, ежедневными меню, найти телефоны «горячей линии» федерального, регионального, муниципального, школьного уровня, поставщика услуги по организации школьного питания.
Порядок организации питания обучающихся в школе
1. Питание организуется:
- на бесплатной основе (за счет бюджетных средств) для отдельных категорий обучающихся и на платной основе (за счет средств родителей (законных представителей) обучающихся.
2. Ежедневные меню рационов питания согласовываются директором школы, меню с указанием сведений об объемах блюд и наименований кулинарных изделий вывешиваются в обеденном зале.
3. Столовая школы осуществляет производственную деятельность в режиме двусменной работы школы и пятидневной учебной недели.
4. Отпуск горячего питания обучающимся организуется по классам (группам) на переменах продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.
5. Сопровождение обучающихся в помещение столовой обеспечивают классные руководители. Сопровождающие классные руководители обеспечивают соблюдение режима посещения столовой, общественный порядок и содействуют работникам столовой в организации питания, контролируют личную гигиену обучающихся перед едой.
6. Организация обслуживания обучающихся горячим питанием осуществляется путем предварительного накрытия столов.
7. Проверку качества пищевых продуктов и продовольственного сырья, готовой кулинарной продукции, соблюдение рецептур и технологических режимов осуществляет бракеражная комиссия.
8. В целях улучшения организации и качества горячего питания в Школе директором школы назначается ответственное лицо за организацию школьного питания.
В обязанности ответственного лица за горячее питание входит:
- контроль санитарного состояния обеденного зала;
- совместно с медицинским работником осуществлять контроль соблюдения графика отпуска питания обучающимся, предварительного накрытия (сервировки) столов;
- принимать меры по обеспечению соблюдения санитарно-гигиенического режима;
-контроль посещения столовой обучающихся, которые получают питание за счет бюджетных средств, учетом количества фактически отпущенных бесплатных завтраков и обедов.
Основные цели и задачи при организации питания обучающихся школы:
- обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
- гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых для приготовления блюд;
- предупреждение (профилактика) среди обучающихся инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
- пропаганда принципов полноценного и здорового питания;
- социальная поддержка обучающихся из социально незащищенных, малообеспеченных и семей, попавших в трудные жизненные ситуации;
- модернизация школьного пищеблока в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, современных технологий.
Охрана здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограненными возможностями здоровья
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Средняя школа №1 создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся.
Основные направления охраны здоровья:
- оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
- организация питания обучающихся;
- определение оптимальной учебной, вне учебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
- пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
- организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
- прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
- профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в школе;
- профилактика несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
- проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В школе есть медицинский работник (фельдшер). Особое внимание уделяется инвалидам и лицам с ограниченными возможностями обучения. В школе неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования учреждения. Осуществляется проветривание кабинетов (в соответствии с графиком проветривания), ежедневная влажная уборка их и рекреаций. В период эпидемий школа переходит на особый режим функционирования, соблюдая строгие меры профилактики. Ежегодно в школе проводятся медицинские осмотры с 1 по 9 класс, организованные детской поликлиникой.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ Статья 41. Охрана здоровья обучающихся
1. Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
2) организацию питания обучающихся;
3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;
8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
2. Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения периодических медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
3. Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности. (в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)
4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают:
1) текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;
3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
5. Для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
6. Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Школьное питание – залог здоровья
подрастающего поколения
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения. Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни.
Почему так важно правильное питание для школьников?
Современная школа требует от ребенка огромного напряжения как физических, так и психологических сил. А где же ребенку брать силы на преодоление всех этих трудностей? Правильно, только в своем рационе. Древнее изречение: «ты есть то, что ешь ты» приходится здесь как никогда кстати. Правильное питание оказывает значительное воздействие на здоровье и развитие ребенка, поэтому задумайтесь над этим вопросом.
Сколько калорий нужно школьнику?
Количество калорий, необходимое ребенку, может значительно варьироваться в зависимости от уровня его физической и умственной активности. Правда, ученые высчитали примерное количество потребляемых калорий для различных возрастных категорий школьников.
Первая категория — это дети возрастом от 7 до 11 лет. Им необходимо минимум 2300 килокалорий в сутки
Вторая категория — это дети возрастом от 11 до 14 лет. Им необходимо минимум 2500 килокалорий в сутки.
Третья категория — это подростки возрастом от 14 до 18 лет. Им необходимо минимум 3000 килокалорий в сутки.
Следует учитывать, что регулярные интенсивные физические нагрузки увеличивают суточную потребность в килокалориях минимум на 300 единиц.
Рекомендации по организации питания в общеобразовательном учреждении.pdf
Положение. о порядке проведения мероприяний по родительскому контролю.pdf
В Средней школе № 51 созданы все условия для организации питания обучающихся.
Столовая расположена на втором этаже, вход в столовую через зону умывальников.

Заведующая производством в столовой на базе Средней школы №51 Фомкина Ольга Михайловна
Время работы: понедельник-пятница с 09.00 до 14.00.
Ответственный за организацию питания обучающихся от Средней школы № 51
Разноглядова Ксения Валерьевна тел.: 36-65-32
Телефон горячей линии по организации питания обучающихся в Управлении образования: 39-62-06 Свечникова Оксана Юрьевна
Телефон горячей линии Министерства Просвещения Российской Федерации вопросам организации питания для школьников: +7(800)200-91-85
Телефон горячей линии Общероссийского общественного движения "НАРОДНЫЙ ФРОНТ "ЗА РОССИЮ": +7(800)200-34-11
Телефон горячей линии Министерства образования: +7(343)312-00-04(140)
Правила здорового питания для школьников.pdf
Приказ о предоставлении бесплатного питания в 2023-2024 учебном году
Перечень электронных ресурсов (тематические сайты), где размещены обучающие (просветительские) программы по здоровому питанию:
https://www.instagram.com/rpnzdorovoepitanie/;
https://www.facebook.com/RPNzdorovoepitanie;
https://ok.ru/rpnzdorovoepitanie;
https://vk.com/rpnzdorovoepitanie;
http://www.66.rospotrebnadzor.ru/(раздел «Продуктовая корзина»).
Режим питания обучающихся
| Время | Классы |
| 9.10 - 9.25 | 1 А, 1Б, 2 А, 2Б, 3Б, 3В |
| 10.05 - 10.25 | 3А, 4А, 5А, 5Б, 6Б, 6В, 7Б, 8Б, 9Б |
| 11.05 - 11.25 | 6А, 7А, 8А, 9А, 1Б, 2Б, 3Б, 3В, 4Б |
| 12.05 - 12.20 | 5Б, 6Б, 6В, 7Б, 8Б, 9Б |
Система контроля за организацией горячего питания обучающихся
Система контроля за организацией горячего питания обучающихся состоит из:
– внутреннего школьного контроля;
– родительского контроля;
– контроля со стороны учредителей и органов исполнительной власти Свердловской области.
Подробнее рассмотрим участие родителей (законных представителей) в контроле горячего питания обучающихся.
По вопросам организации горячего питания обучающихся в Свердловской области родители могут обратиться через госуслуги: https://www.gosuslugi.ru/10090/1
Книга посещения школьной столовой 20.10.2025.pdf
О предоставлении информации о рейтинге родительского контроля.pdf
Основное двухнедельное меню 7-11 лет
Основное двухнедельное меню 12 лет
О здоровом питании
Питание является одним из наиболее важных биологических и социальных факторов, обеспечивающих здоровье, рост, развитие, трудоспособность человека.
Обеспечение рационального питания школьников – одно из ведущих условий их правильного гармоничного развития. Школьный период, охватывающий возраст от 7 до 17 лет, характеризуется интенсивными процессами роста, увеличением костного скелета и мышц, сложной перестройкой обмена веществ, деятельности эндокринной системы, сердечно-сосудистой системы, головного мозга. Эти процессы связаны с окончательным созреванием и формированием человека.
За последние годы особенностью развития детей школьного возраста является процесс акселерации: ускоренного физического развития и более раннее половое созревание.
К особенностям этого возрастного периода относится также значительное умственное напряжение учащихся в связи с ростом потока информации, усложнением школьных программ, сочетанием занятий с производственным обучением, занятиями спортом, кружками по интересам и другими не менее важными нагрузками.
Для обеспечения всех этих сложных жизненных процессов школьника необходимо обеспечивать его полноценным питанием, которое обеспечивает повышенные потребности его организма в пищевых веществах и энергии. Эти показатели значительно изменяются в зависимости от возраста, пола, вида деятельности, условий. В школьном возрасте дети должны получать биологически полноценные продукты, богатые белками, жирами, углеводами, минеральными солями и витаминами.
Белки – жизненно необходимые вещества, они служат строительным материалом для построения клеток, тканей, органов, образования ферментов, гормонов, гемоглобина и других соединений, выполняющих в организме особо важные и сложные функции. Белки формируют иммунитет к инфекциям, участвуют в усвоении жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов. Жизнь детского организма связана с непрерывным ростом, расходом и обновлением белков. Белки, в отличие от углеводов, не накапливаются в организме в резерве и не образуются из других пищевых веществ т. е. являются незаменимой частью пищи, так же как часть жирных кислот, витамины, минеральные вещества и вода – это незаменимые вещества, которые не образуются в организме человека. Уважаемые родители следите за тем, чтобы в ежедневном рационе Вашего ребенка обязательно были продукты, содержащие животные и растительные белки.
К Вашему сведению:
- белки молочных продуктов самые легкоусвояемые, за ними идут белки яиц
- белки рыб перевариваются быстрее, чем белки мяса т.к. в рыбе меньше соединительной ткани.
При недостатке белков возникает белковая недостаточность: ослабление работоспособности, сопротивляемости к инфекциям, сколиоз, огромное множество других заболеваний.
Жиры – обладают высокой энергетической ценностью, участвуют в обменных процессах. В них содержится жизненно важные витамины: А, провитамин А каротин, Д, Е, незаменимые жирные кислоты, лецитин. Они обеспечивают всасывание из кишечника ряда минеральных веществ и витаминов. Жировые ткани – это резервный энергетический материал, Жиры улучшают вкус пищи и вызывают чувство сытости. Они различаются на видимые и скрытые (содержащиеся в составе продуктов). Молочные жиры источники витаминов А, Д, провитамина А каротина, растительные продукты содержат витамины Е, В.
В жидких растительных жирах содержатся ненасыщенные жирные кислоты, так необходимые организму, в твердых жирах – насыщенные жирные кислоты - это более длительное пищеварение и усвоение.
Обращаю Ваше внимание на растительное пальмовое масло. Из за дешевизны стоимости производители мучной, кондитерской, кулинарной продукции часто используют его в качестве основного компонента. Пальмовое масло – это технический продукт для машин, но не для детей. Уважаемые родители, при покупке продукта, обращайте внимание на его состав и срок реализации, прежде чем поставите его на стол своему ребенку.
Углеводы – составляют основную часть пищеварительного рациона, необходимы для нормального обмена. В комплексе с белками они образуют некоторые гормоны и ферменты, секреты желез и другие биологически важные соединения. Углеводы делятся на простые (глюкоза, фруктоза, галактоза) и сложные (сахароза, лактоза, мальтоза), а так же к сложным углеводам относятся – крахмал, гликоген, клетчатка, пектин. Особое значение имеют клетчатка и пектины, которые почти не перевариваются в кишечнике, однако эти балластные вещества играют большую роль в питании. Содержатся углеводы в растительных продуктах, сахаре, кондитерских изделиях. Недостаток их ведет к нарушению обмена веществ жиров и белков, к снижению уровня глюкозы в крови, болезней Ц.Н.С., слабости, сонливости, избыток - к ожирению и другим неприятностям.
При пребывании детей и подростков в образовательном учреждении более 3 – 4 часов, обязательно горячее питание. Длительность промежутка между отдельными приемами пищи не превышает 3,5 – 4 часов. Посещение детьми групп продленного дня возможно только при обеспечении их 2-х разовым горячим питанием.
Школьный завтрак составляет не менее 20-25%, а обед не менее 35% от суточной потребности в пищевых веществах и энергии. Рацион 2-х разового питания в образовательном учреждении обеспечивает не менее 55% потребности детей в пищевых веществах и энергии.
В рационе учащихся ежедневно присутствуют белковые продукты: мясо или рыба или курица, молоко, молочные продукты, сливочное и растительное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи. В течении недели в рацион включаются крупы, макаронные изделия, сыр, яйца, творог, кондитерские изделия, свежие фрукты, натуральные соки, витаминизированные напитки
В качестве специй используется только йодированная соль.
Свежий, (ночной выпечки) ржаной и пшеничный хлеб содержит витаминно-минеральные обогатители.
В питании детей не используются запрещенные, вредные для здоровья химические консерванты, синтетические красители, ароматизаторы.
Основа питания детей и подростков, приготовление блюд щадящего питания, предусматривающее специальную технологическую обработку продуктов: мясо и рыба отвариваются или припускаются, или готовятся в рубленом виде, крупы и овощи развариваются до мягкости, допускается легкое запекание блюд, исключается жаренье.
Холодные закуски готовятся предпочтительно из сырых овощей и фруктов с растительным маслом содержанием не более 2-х, 3-х компонентов.
Для приготовления крупяных гарниров используются овсяная, гречневая, рисовая, пшенная, ячневая, пшеничная, кукурузная, перловая крупы, которые являются важным источником пищевых веществ.
Наряду с ними в питании детей обязательно присутствие овощных гарниров из картофеля, капусты, моркови, лука, сезонных овощей и зелени т.д.
Для лучшего усвоения питательных веществ в организме ребенка к мясу предпочтителен овощной гарнир, к рыбе – картофель, рис.
Завтрак учащихся состоит из закуски, горячего блюда, горячего напитка, обед - из закуски, супа, мясного или рыбного или куриного блюда с овощным или крупяным гарниром и напитка, фрукты включаются не менее двух раз в неделю. Сладкие блюда и сахаристые кондитерские изделия включаются в рацион завтраков и обедов не чаще чем 3-4 раза в неделю.
Завтрак обязательно содержит горячее блюдо – творожное, яичное, мясное, крупяное (молочную кашу), в качестве горячего напитка чай, с молоком, с лимоном, какао, кофейный напиток с молоком. Так же включаются соки, компоты из сухофруктов, из свежих ягод (смородины, вишни, земляники, ежевики, клюквы) витаминизированные напитки, кисели: из шиповника, «Золотой шар»,
Не менее двух раз в неделю детям включаются свежие фрукты: яблоки, мандарины, апельсины, бананы, киви, клементины.
Учитывая трудности, возникающие при организации рационального питания учащихся: высокие цены на продовольственные товары, размер дотаций выделяемых из бюджета, зависимость от конкретных условий, допускается реализация рационов завтраков и обедов с неполным набором блюд, уменьшенными порциями
В рационах завтраков, обедов для различных возрастных групп предусмотрен единый ассортимент блюд. Длю обеспечения потребности в белках, жирах и углеводах и необходимой калорийности, для учащихся старших классов увеличены нормы выхода блюд, гарниров и включены мучные кондитерские изделия.
Организация горячего питания
Телефон горячей линии по вопросам организации горячего питания в Средней школе № 51:
31 - 40 - 70 Ольга Михайловна
Телефон горячей линии Управления образования по вопросам организации горячего питания в школах:
39 - 62 - 06 Свечникова Оксана Юрьевна
Во избежании многочисленных вопросов, разъясняем информацию для родителей учащихся 1-4х классов:
- в Свердловской области задача, поставленная в Послании Президента Российской Федерации 15.01.20гю по вопросу обеспечения бесплатным горячим питанием всех учеников начальной школы, реализуется во всех общеобразовательных организациях с 2006 года
- предоставление бесплатного питания, предусматривает наличие горячего блюда один раз в день в обязательном порядке.


